понедельник, 16 февраля 2009 г.

Почему не стоит изобретать велосипед



Для японских рабочих характерно то, что они работают не только руками, но и головой: наши рабочие вносят 1,5 миллиона предложений в год, и 95 процентов из них находят практическое применение...
Эйди Тогда, председатель Toyota Motor

Здравствуйте!

Как Вы думаете, почему японцы такие развитые, умные и богатые, хоть им и пришлось в свое время очень тяжело? Почему они так любят сетевой маркетинг? В чем секрет японского послевоенного «экономического чуда»?

Оказывается, ларчик открывается просто, причина всего этого - Кайзен.

Когда я изучала принципы Кайзен мне было легко их понять и принять. Не знаю почему, возможно, потому что я живу ближе к востоку чем к западу :) А вообще, многим из тех, кто воспитан в системе ценностей западного мира, принципы Кайзен понять сложно. Мы привыкли ориентироваться на результат, для достижения которого любые средства хороши. Нам проще использовать кнут и пряник, чем зарождать в людях нравственную преданность идее, веру и любовь.

Между тем японские менеджеры успешно используют совершенно противоположные методы. Центральная идея Кайзен заключается в том, что без совершенствования чего-либо не должно проходить ни дня!

«Кайзен» (кайцен, кайдзен) переводится как «улучшение» (от «кай» - «изменение» и «зен» (цен, дзен) - «хорошо»). Применительно к процессу лидерства и команды он традиционно означает процесс непрерывного и постепенного совершенствования, который становится возможным благодаря активному участию всех участников команды в том, что она делает, и в том, как она это делает. Однако Кайзен не означает лишь «делать лучше»; он также подразумевает достижение таких конкретных целей, как устранение потерь (времени, например, или усилий), повышение качества (услуг, взаимоотношений), личностное развитие и повышение уровня жизни всех участников команды...

Когда я узнала о концепции управления бизнесом – Кайзен и вникла в его суть… Ответы на сложные вопросы нашлись сами собой и стала более ясна картинка взаимодействия членов команды в системе сетевого маркетинга.

Отличительными особенностями подхода Кайзен является признание важности каждого из участников команды, их знаний и участия во всех аспектах жизни команды, признание важности вклада, который может - и должен - вносить каждый участник. Все это позволяет вдохновлять, мотивировать и направлять усилия команды, которая непрерывно стремится к достижению общих целей.

Кайзен - это стиль мышления и поведения. Он направляет индивидуумов в «команде-семье», позволяет ориентировать их усилия для достижения поставленных целей.

Ключевая концепция подхода Кайзен состоит в том, что изменения являются всеохватывающими: ничто не является статичным. Все должно подвергаться постоянному пересмотру. Следствием этого является то, что изменения не должны быть масштабными - другими словами, они могут сводиться к небольшим, постепенным модификациям. Если Вы слышали о гомеостазе в развитии бизнеса, то Вы поймете о чем речь.

"Стабильность - признак мастерства!" - как говорят наши лидеры.

Кратко расскажу о некоторых принципах Кайзен. Если их применять в своей команде, то она будет развиваться, крепнуть и обогощаться.

1. Концентрация на конечном результате.
В основе Кайзен лежит концентрация на конечном результате. Кайзен не допускает компромиссов: либо - да, - высокое качество, а следовательно удовлетворение потребностей клиента, которое не может предоставить никто другой, либо – нет.

2. Непрерывные изменения.
Поиск путей совершенствования не прекращается после того, как было внедрено очередное улучшение. При этом каждое усовершенствование реализуется как новый формальный стандарт. Однако этот стандарт будет существовать лишь до тех пор, пока каким-либо членом команды не будет найден способ его улучшить.

3. Открытое признание проблем.
У любой команды есть проблемы. Однако благодаря развитию культуры, для которой характерна взаимная поддержка, конструктивность, отсутствие склонности к взаимным обвинениям, становится приемлемым вынесение проблем на открытое обсуждение. Здесь они могут быть рассмотрены всеми членами команды, и каждый сможет высказать свои предложения относительно их решения.

Использование Кайзен, несомненно, требует от лидеров смелости поделиться своей властью, но от этого их авторитет только укрепляется.

4. Создание рабочих групп.
Каждый индивидуум в команде, использующей Кайзен, принадлежит к рабочей группе, управление которой осуществляет ее лидер. Кроме того, член команды также входит в группу «одногодок», состоящую из постоянных менеджеров, поступивших в команду в одном и том же году.

Каждый менеджер участвует в группах, созданных для реализации отдельных проектов. Принадлежность к различным группам дополнительно вовлекает участника в жизнь команды и подкрепляет чувство личной и коллективной ответственности.

5. Формирование «поддерживающих» взаимоотношений.
Ключевой фактор в команде использующей Кайзен, - внимание к процессу управления. Стремление к получению финансовых результатов руководствуется принципом гармонии, который очень важен для всей японской культуры. Любовь к гармонии наиболее очевидно проявляется в стремлении японцев избежать внутренних (межличностных) конфликтов.

6. Развитие самодисциплины.
Принадлежность к команде и самостоятельный контроль собственного поведения считаются нормой, а уважение к себе и лидеру показывают внутреннюю силу и целостность личности.

7. Информирование каждого участника.
Кайзен требует, чтобы все участники были полностью информированы о том, что происходит в команде, об принятых в ней ценностях, об ее планах и перспективах на будущее.

8. Делегирование полномочий каждому сотруднику.
Под «делегированием полномочий» подразумевается то, что каждый сотрудник обучается необходимым навыкам, после чего ему предоставляется возможность действовать самостоятельно на благо всей команде. При этом, сфера влияния каждого члена команды строго ограничена культурными, поведенческими и дисциплинарными стандартами.

В целом концепция Кайзен только на первый взгляд кажется сложной для понимания. На самом деле принципы и методы этой концепции просты и доступны - ведь сама концепция основана на упрощении сложного и приведение в порядок непонятного.

В итоге у меня получилось пять рекомендаций Лидеру команды сетевого маркетинга:
  1. Отдавайте четкие распоряжения, предварительно внимательно выслушав предложения.
  2. Вознаграждайте за результат, а так же за совершенствование процесса.
  3. Поощряйте сотрудничество и взаимопомощь в команде.
  4. Концентрируйтесь на целях, познавая процесс.
  5. Не наказывайте, а учите.
  6. Верьте в своих людей и любите их такими какие они есть, а все остальное приложится!
Желаю Вам кайзенского успеха, друзья! :))